Операторы морских паромов надеются на «брони доброй надежды»
Компания Viking Line подвела итоги прошедшего года и рассказала о планах по восстановлению туристического пассажиропотока
По данным одного из крупнейших паромных операторов Балтики, суммарные потери Viking Line от введенных ограничений во втором и третьем кварталах 2020 года составили 45,3 млн евро — настолько сократилась выручка компании по сравнению с 2019-м, — сообщает наш корреспондент в городе на Неве.
«В условиях отсутствия пассажирского сервиса в период наиболее жестких ограничений паромы Viking Line продолжали возить грузы и некоторое время единственными их пассажирами были водители грузовых автомобилей, включая представителей российских транспортных компаний, – констатируют в компании. — Перевозки грузов позволили сохранить 4 из 7 паромов в работе до июня, значительно сократить убытки и избежать массовых сокращений персонала».
А уже с июня 2020 года в эксплуатацию был возвращен 5-й паром, а с июля 6-й и 7-й.
С учетом ситуации, в Viking Line было выработано три сценария развития событий (от полной остановки движения до возобновления работы осенью прошлого года), однако в результате был принят второй, в рамках которого оператор продолжает работать и в настоящий момент перевозит пассажиров между Финляндией, Аландскими островами, Швецией и Эстонией.
А также тех, кто выбирает круизы без выхода на берег или внутри одной страны. На паромах действуют ограничения максимальной загрузки, не работает часть ресторанов и развлечений, но определённый пассажиропоток сохраняется.
Вместе с тем операционные расходы компании были сокращены на 46,3% за счет сокращения закупок еды и напитков, товаров для дьюти-фри, услуг прачечных и клининга, сокращения объема операций на обслуживание пассажиров в портах и оптимизацию персонала в офисах.
Часть персонала была отправлена в принудительный оплачиваемый отпуск в соответствие с соглашениями с профсоюзами и, кроме того, было сокращено 180 кадровых позиций на берегу и 132 на паромах, курсирующих под шведским и эстонскими флагами: реорганизация в общей сложности коснулась 570 человек. Также компания приняла решение закрыть часть аутсорсинговых операций на паромах собственным персоналом в режиме ротации.
«Во втором квартале 2020-го мы сосредоточились на обеспечении финансовой безопасности и ликвидности за счет корректировки затрат и заключения различных финансовых соглашений с нашими кредиторами, — говорит Ян Хансес, генеральный директор Viking Line.
— Сотрудники взяли на себя тяжелое бремя отпусков, проведенных во всех странах, в которых мы работаем. Часть отпусков подразумевало частичную занятость, часть — полное отсутствие занятости. Вовлеченность наших сотрудников при организации этих рабочих мест вызывает восхищение: я очень ценю их значительные усилия в эти тяжелые времена».
В совокупности принятые меры позволили компании сэкономить 157,4 млн евро. Впоследствии компания Viking Line получила 16,2 млн евро прямых государственных субсидий, а также косвенные субсидии в виде обнуления платы за использование территориальных вод. Еще 38,7 млн евро было предоставлено в виде государственных гарантий от правительства Финляндии.
«Мы прошли через огромный объем коммуникаций с правительством, а главной сложностью было отсутствие конкретики в планах и сроках: решения принимались на основе информации, которую мы получали вплоть до нескольких часов до очередного отправления, — говорит Илья Беруненко, директор по маркетингу Viking Line на международных рынках. — Не меньший объем коммуникаций провели и с пассажирами: социальные сети и электронная почта позволили вести оперативное общение с нашими клиентами из России».
Как показывает практика, пассажиры не отказываются от идеи путешествий: на данный момент среди запросов из России превалирует весна и лето 2021 года. «Мы называем их «брони доброй надежды»: для них, безусловно, нет ограничений по переносу дат, – отмечает Илья Беруненко. — Оцениваем ситуацию сейчас значительно более позитивно, нежели весной 2020-го».
По его оценке, соотношение возвратов и переносов бронирований в российском сегменте составляет один к одному — каждая вторая бронь не отменена. А количество отложенных бронирований только на российские паспорта позволяет одновременно полностью заполнить несколько паромов.
Что касается темпов восстановления пассажирского паромного сообщения, то они напрямую будут зависеть от темпов снятия ограничений и фактической готовности инфраструктуры: с началом массовой вакцинации перспективы возвращения в привычный ритм работы появляются уже на весну 2021 года. И поэтому Viking Line рассчитывает на постепенное открытие внутренних границ стран шенгенского соглашения в первой половине 2021-го.
Как считают в компании, среди всех иностранных рынков наивысший темп восстановления должен показать российский сегмент. Кроме того, альтернативой зарубежному может стать и внутренний туризм: граждане северных стран и Прибалтики зачастую выбирают наименее затратные варианты путешествий внутри страны. «Тем самым они могут обеспечить высокий спрос на внутренних круизах», – считают в паромном операторе.
При этом перед Viking Line в 2021 году стоят две ключевые задачи: возобновление полноценного круизного сервиса и завершение строительства парома Viking Glory с вводом его в эксплуатацию на линии Турку–Стокгольм.
По материалам: www.tourbus.ru