В ближайшее время туротрасль ждет критический кадровый дефицит
В ближайшее время туротрасль ждет критический кадровый дефицит
Туристическая отрасль в ближайшее время может столкнуться с острым дефицитом квалифицированных специалистов. Особенно явным недостаток кадров будет среди линейного персонала, полагают эксперты. Для решения кадровой проблемы требуется повышать престиж профессии и уровень зарплат сотрудников, а также принципиально менять подход к образованию. По словам советника президента РСТ по вопросам подготовки кадров в сфере туризма Амбарцума Галустова, необходимо развивать систему ранней профориентации и разрабатывать новые удобные форматы дополнительного образования и повышения квалификации.
“Нужно создавать процесс непрерывной профессиональной подготовки по типу “школа-колледж-ВУЗ”. Заниматься профориентацией со школьной скамьи, чтобы люди росли, будучи сопричастными к отрасли. Но это реализуемо только в том случае, если эта профессия будет востребована. Пока же ситуация иная — по данным аналитики сайта hh.ru, количество вакансий в профобласти “Туризм, гостиницы и рестораны”, опубликованных работодателями по сравнению с прошлым годом выросло на 44%. Количество резюме, опубликованных соискателями, снизилось на 5%”, — отметил эксперт.
Управляющая компания UPRO GROUP в рамках недавно прошедшего форума Career Hospitality Forum, провела исследование об основных трендах в обучении специалистов гостиничного и туристского рынка. В нем приняли участие респонденты из 30 городов страны — специалисты, работающие в индустрии, студенты и преподаватели гостиничных и туристских направлений.
Большинство участников исследования отметили, что тренинги и мастер-классы от экспертов отрасли, а также обучение через наставничество являются наиболее эффективными программами для развития карьеры в сфере гостеприимства. При этом больше всего знаний, по мнению респондентов, дает смешанный формат обучения, сочетающий оффлайн- и онлайн-элементы обучения. 55% участников опроса заявили о своей готовности проходить обучение неограниченное количество раз в год. 28% респондентов предпочитают обучаться 2-3 раза в год, и лишь 17% — раз в год.
Среди компетенций и способностей, которых не хватает сотрудникам гостиничной и туристической сферы, респонденты выделили эмоциональный интеллект, стратегическое и креативное мышление, а также навыки управления командой.
О смене системы подготовки кадров для туротрасли говорил и руководитель комитета РСТ по турагентской деятельности, генеральный директор компании “Сеть Магазинов Горящих Путевок” Сергей Агафонов на стратегической сессии РСТ “Образование и подготовка кадров”. Он заявил, что комплексный подход к образованию специалистов туристической сферы в нашей стране до сих пор не сформирован.
Сейчас высшее образование в сфере туризма в России можно получить в 243 вузах. Ежегодно учебные заведения выпускают около 10 тысяч специалистов. Однако, зачастую коммерческим компаниям приходится тратить свои ресурсы на переподготовку выпускников профильных ВУЗов.
“Та модель, которая есть сейчас — не работает. Ее нужно брать за базу, за основу. Но сегодняшнее время требует от нас решительных действий. Ко мне мои агентства от Калининграда до Владивостока постоянно обращаются с вопросом, есть ли кадры? Потребность в них колоссальная. Нужно резко увеличивать количество мест, для желающих обучаться по туристическим направлениям”, — уверен Сергей Агафонов.
Специалисты туристической сферы на всех уровнях часто не имеют необходимых компетенций, рассказала директор по развитию консалтинговой компании и руководитель Центра управленческих компетенций BatalovPlus Юлианна Матусевич. Во многих случаях руководители компаний не обладают фундаментальными управленческими навыками и просто не знают, как мотивировать персонал работать — это ведет к кадровому оттоку из туристической отрасли.
“Часто не удается найти психологические ключики к “поколению зуммеров”, выстроить социальные корпоративные программы, для того, чтобы их удержать. На самом деле рук и голов талантливых среди молодежи огромное количество. Мы работаем с фондами различными и с нашими молодежными организациями, мы видим огромный ресурс в этом поколении, но их нужно приводить к тем руководителям, которые смогут с ними работать”, — отметила Юлианна Матусевич.
При этом, кадровый дефицит в туристической отрасли во многом формируют объективные финансовые причины. Уровень зарплат в сфере туризма — один из самых низких в России. Так, в августе 2022 года средняя зарплата в сфере гостеприимства составляла в целом по стране 34 тыс. рублей при ожиданиях соискателей в 45 тыс. рублей. В сентябре 2023 года она подросла до 39,9 тыс. рублей при ожиданиях в 50 тыс. рублей. Дефицит кадров в сфере туризма может стать критическим уже в ближайшие шесть лет, когда в стране появятся новые отели и курортные зоны, в создание которых сейчас активно вкладываются инвесторы. Так, например, проект “Пять морей и озеро Байкал”, предполагает строительство 10 всесезонных курортов на побережье Балтийского, Азовского, Черного, Каспийского и Японского морей, а также на озере Байкал до 2030 года.
О нехватке кадров в туристической отрасли будут говорить и на предстоящем российском туристическом форуме “Путешествуй!” в Москве с 12 по 16 июня. В рамках мероприятия Российский союз туриндустрии проведет 14 июня в 10:00 в павильоне “Дом молодежи” деловую сессию “Кадровый дефицит и подготовка кадров для отрасли туризма и гостеприимства. Проблемы и пути решения”. Эксперты обсудят соотношение вакансий и соискателей в отрасли туризма, рост конкуренции за кадры, инструменты привлечения работников в отрасль туризма и индустрии гостеприимства, новые модели и инструменты в подготовке и переподготовке кадров, подготовку и сохранение мотивации сотрудников в отрасли и многие другие вопросы.
По материалам: rtournews.ru