Летний круизный сезон — в тумане
Эксперты обсуждают резкое уменьшение числа запланированных судозаходов в российские порты зарубежных круизных лайнеров
На сегодняшний день программа судозаходов морских круизных лайнеров в город на Неве сильно скорректирована: вместо запланированных ранее 258 визитов судов сейчас в расписании пассажирского порта «Морской фасад» значится только 187 (т. е. программа сокращена на 28%). Аналогичные меры предприняты и во Владивостоке, и на Черном море. И это наверняка не последнее последствие эпидемии для отечественного рынка приема круизных туристов, — сообщает наш корреспондент в Северной столице.
Развивалась негативная ситуация стремительно: еще в феврале этого года коммерческий директор «Морского фасада» Алексей Панфилов с уверенностью говорил о предстоящей навигации, планах по приему судов и продолжении реконструкции причалов.
По его словам, порт намеревался обслужить в 2020-м рекордное число круизных пассажиров (648 тыс. человек) и вплотную подойти к решению проблемы приема накатных грузов.
Однако коронавирус спутал все планы: намеченный на 23 апреля первый судозаход круизного лайнера Viking Star не состоялся, а программа приема судов стала быстро сокращаться. Так, еще неделю назад в расписании «Морского фасада» на 2020 год значилось 206 судозаходов — а сегодня их уже 187. И если неделю назад в мае еще планировалось принять 5 лайнеров, теперь программа начинается только с 3 июня, когда в Петербурге должна появиться MSC Meraviglia.
Пока основной акцент морской круизной навигации в городе на Неве стараются сделать на июль (56 судозаходов) и август (60), тогда как на июнь запланированы лишь 34 судозахода, на сентябрь – 32, а на октябрь – всего 5.
Однако как повернется ситуация – пока неясно. В связи с этим генеральный директор «Морского фасада» Вадим Каширин на днях обратился к горожанам с заявлением. «С нетерпением ждем возможности увидеть круизные лайнеры на горизонте Финского залива и делаем все возможное, чтобы обеспечить круизным туристам возможность увидеть Петербург, — написал он. — Специалисты нашего предприятия наилучшим образом воспользуются этим непростым временем для подготовки порта к прибытию круизных лайнеров и успешному возвращению в эксплуатацию, предоставляя все необходимые услуги нашим гостям».
При этом он попросил все заинтересованные стороны внимательно следить за изменениями в расписании судозаходов в порту и выразил надежду на то, что «вспышка коронавируса носит временный характер и совместными усилиями мы преодолеем все трудности».
Не могут порадовать портовиков и паромные операторы: известно, что по рекомендации правительства Финляндии Viking Line приостановил пассажирские перевозки на паромах по Балтике до 13 мая, а Moby SPL, осуществляющий перевозку из Петербурга, перенес старт программы навигации 2020 года на эту же дату.
Какая-либо ясность может наступить только после 1 мая, когда руководство прибалтийских стран оценит ситуацию и вероятность начала пассажирских перевозок.
Примерно в том же ключе развивается ситуация и в других морских круизных регионах России. Так, оператор черноморских круизов отменил все рейсы теплохода «Князь Владимир» вплоть до 7 июня, а во Владивостоке все сухозаходы лайнеров в апреле и мае отменены. В частности, визит лайнера Westerdam, запланированный туда на 19 апреля, был отменен судовладельцем.
«Мировая ситуация сказывается и на глобальном круизном рынке», — пояснил происходящее генеральный директор «Владивостокского морского терминала» Валерий Нагорный. — Запланированные на май судозаходы также отменяются».
«В течение всех последних лет морской круизный туризм был одним из самых стабильных направлений отрасли и тем, кто умел продавать, этот продукт приносил ощутимый доход, — считает менеджер компании «Путешествуем вместе» Дмитрий Зимин. – Однако в этом году вместо дальнейшего роста объемов продаж будет большой спад, обусловленный не столько риском заражения и карантина, сколько опасениями клиентов. И переломить эту ситуацию будет непросто».
По материалам: www.tourbus.ru