РСТ и РГА: гостевой сбор в Санкт-Петербурге в 2019 г. вводить несвоевременно, его параметры нуждаются в корректировке
6 сентября директор РСТ – Северо-Запад (Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии) Екатерина Шадская и директор филиала Российской гостиничной ассоциации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алексей Мусакин направили совместное обращение Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. Руководители отраслевых общественных организаций в целом негативно оценивают инициативу введения в Санкт-Петербурге в 2019 г. гостевого (туристского) сбора и просят главу города вернуться к обсуждению проекта и его основных параметров.
Поводом к написанию письма послужила соответствующая инициатива Комитета финансов Санкт-Петербурга. Позицию ведомства на совещании 31 августа, где присутствовали эксперты туристского и гостиничного бизнеса Петербурга, озвучил председатель Комитета Алексей Корабельников.
«Понимая и в целом поддерживая желание Администрации Санкт-Петербурга увеличивать экономический эффект от пребывания на территории города туристов различных категорий, принимая во внимание успешный зарубежный опыт взимания такого сбора с постояльцев средств размещения, мы… расцениваем возможное введение гостевого сбора в Санкт-Петербурге в 2019 г. как преждевременное и влекущее негативные последствия для сферы туризма города в целом и гостиничного бизнеса в частности», — обращаются к губернатору лидеры туристских объединений города.
У предложенной концепции гостевого сбора как, по сути, налога, который планируется взимать непосредственно с гостиниц и других средств размещения, слишком много слабых, нелогичных и непроработанных мест, отмечают эксперты.
Поскольку в представленном Комитетом финансов проекте средства от туристского планируется перечислять в общий бюджет Санкт-Петербурга, позитивного накопительного эффекта от введения туристская инфраструктура города не испытает, предупреждают Екатерина Шадская и Алексей Мусакин. При этом большинство популярных мировых дестинаций, где взимается туристский сбор, расходуют полученные средства на поддержание в хорошем состоянии или дальнейшее развитие той среды, нагрузку на которую оказывают туристы (музеи, пляжи, городские пространства и пр.) Более того, аналогичной логики планируют придерживаться и регионы России, которые начали в 2018 г. эксперимент по взиманию с отдыхающих курортного сбора – он будет целевым и пойдёт на развитие той же курортной составляющей.
Совершенно неясно, почему Комитет финансов предлагает взимать не фиксированный сбор с туристов, а налог от выручки номерного фонда средств размещения. Снова проигнорирована наиболее распространенная мировая практика, где сбор платит именно турист, его размер является фиксированным (даже если присутствует градация по категории отеля или длительности проживания), а гостиница или хостел выступают лишь посредниками по передаче этих денежных средств.
«Принцип подсчёта «от выручки» создает ряд неясностей, связанных с определением её размера и справедливостью взимания сбора. Так, в зависимости от типа средства размещения, отели одной и той же категории могут включать совершенно разные услуги в стоимость номера. Стандартный городской отель может включать только проживание, пригородный отель – проживание, питание, посещение СПА, дополнительные услуги. При обслуживании корпоративных групп в договоре также указывается стоимость на группу всех услуг (проживание питание, конференц-услуги, экскурсии, трансфер). Таким образом, сбор в виде процентов от выручки номерного фонда превратится в сбор с валовой выручки отеля, что непропорционально увеличит его налоговую нагрузку», — отмечается в письме отраслевых ассоциаций.
Будет ли дополнительный налог способствовать процветанию гостиничной индустрии Петербурга? Вопрос риторический: практики отрасли в 2019 г. и без введения турналога ожидают существенного роста финансовой нагрузки на бизнес. Операционные затраты отелей постоянно растут за счёт роста стоимости коммунальных услуг и энергоносителей, ставки налога на имущество. По данным Российской гостиничной ассоциации, с 2015 по 2018 гг. (прогноз) средняя рентабельность отелей снизилась с 25% до 20%. При этом текущий уровень рентабельности – минимально возможный для поддержания оказываемых туристам в Петербурге гостиничных услуг на современном уровне и обновления материально-технической базы.
Авторы письма подчёркивают: «Уже сейчас средства размещения несут значительные затраты на процедуру постановки на миграционный и регистрационный учет российских и иностранных гостей». В масштабах города — это свыше 500 млн. руб., которые уходят компаниям – посредникам между отелями и ответственным за миграционный учёт ведомством (к слову, тарифы за эту услугу в Петербурге – самые высокие в стране). Свою негативную лепту внесут в будущем году и повышение НДС с 18% до 20%, и растущая инфляция при снижении реальной покупательной способности населения.
Одновременно руководители региональных отделений РСТ и РГА отмечают, что за последние 2 года отели, проходя обязательную классификацию в рамках подготовки города к проведению Чемпионата мира по футболу 2018, понесли существенные затраты на ремонт и развитие инфраструктуры для соответствия требованиям классификации и нормативам обеспечения безопасности. При этом сопоставимого роста загрузки отелей в Санкт-Петербурге в период проведения ЧМ-2018, по мнению руководителей гостиниц, не произошло.
На нынешнем этапе инициатива Комитета финансов не предусматривает освобождения каких-либо категорий туристов от турсбора. Екатерина Шадская и Алексей Мусакин уверены: сегодня взимание туристского сбора в Санкт-Петербурге с российских туристов противоречит курсу на развитие внутреннего туризма, взятому как Администрацией Санкт-Петербурга, так и высшим руководством страны.
«Развитие внутреннего туризма, импортозамещение в туризме – важные приоритеты туристской политики России на федеральном уровне. Это подтверждают недавние законодательные инициативы: возможность льготного налогообложения для компаний, направляющих своих сотрудников по путёвкам на отдых по России; субсидии для туроператоров в сфере внутреннего туризма и т.д. Активную и плодотворную работу по привлечению туристов в Санкт-Петербург ведет Администрация Санкт-Петербурга, в первую очередь городской Комитет по развитию туризма», — подчёркивают позитивные инициативы властей отраслевые эксперты.
Однако в текущих экономических условиях взимание гостевого сбора с российских туристов окажет, без сомнения, негативное влияние на конкурентоспособность Петербурга как направления внутреннего туризма: российские путешественники, возможно, предпочтут другие привлекательные направления (Москва, Казань и др.), где введение подобного сбора не планируется.
Взимание туристского сбора с иностранных путешественников, напротив, полностью соответствует мировой практике и отвечает целям и задачам международного въездного туризма как инструмента экономического развития. В то же время эксперты Российского союза туриндустрии полагают, что максимально целесообразным его введение для иностранных туристов будет не в 2019 г., а через 3-4 года, когда в полной мере даст о себе знать мощный положительный имиджевый эффект Чемпионата мира по футболу, блестяще проведенного в России и в Санкт-Петербурге в частности.
Завершая обращение, руководители РСТ – Северо-Запад и филиала Российской гостиничной ассоциации просят Губернатора Санкт-Петербурга не вводить в 2019 г. в городе гостевой (туристский) сбор и вернуться к его широкому открытому обсуждению как с представителями заинтересованных органов власти, так и с профессионалами туристского и гостиничного бизнеса.
Кроме того, эксперты озвучивают параметры туристского сбора, которые полагают экономически обоснованными, разумными и не ухудшающими положение средств размещения или же туристов:
- дата введения – не ранее 1 января 2022 г.;
- обеспечение целевого характера расходования средств, полученных от взимания гостевого сбора, на развитие туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга;
- взимание сбора исключительно с иностранных граждан (с возможностью введения исключений, стимулирующих туризм в низкий сезон или приоритетные для города направления туризма);
- взимание сбора с физических лиц (туристов), а не со средств размещения, в которых те останавливаются;
- определение суммы сбора как фиксированной величины, взимаемой с туриста или номера, а не процента с выручки от размещения.
Российский союз туриндустрии и Российская гостиничная ассоциация надеются на конструктивное взаимодействие с Губернатором и Администрацией Санкт-Петербурга и готовы принимать дальнейшее участие в экспертном обсуждении противоречивой инициативы.
По материалам: rtournews.ru