Созидатели. Команда разработчиков вакцины «КовиВак»
Команда, которая работала над созданием российской вакцины от коронавируса «КовиВак», на первом этапе состояла всего из трех человек — сотрудников Федерального научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени М.П. Чумакова. Потом группа ученых расширялась, к ней присоединялись новые специалисты, и вместе они работали сутки напролет, чтобы создать безопасный и эффективный препарат. Об этих героях нашего времени, их профессиональных принципах и создании третьей отечественной вакцины — в материале портала стопкоронавирус.рф.
Руководитель отдела разработки и внедрения инновационных и полупромышленных технологий Центра имени Чумакова Анастасия Пиняева стала участницей того самого первого состава разработчиков «КовиВака» (вместе с Любовью Козловской и Георгием Игнатьевым). Ранее о главных отличиях новой вакцины от аналогичных препаратов она рассказала в интервью нашему порталу.
«Мне было очень интересно, и я никогда не забуду этот опыт. Мы все очень старались сделать как можно быстрее качественную вакцину. Это было важно для нас не только как для специалистов, мы думали и о своих близких, понимали, что мы должны им помочь. Я очень счастлива, что нашим руководителям удалось создать уникальную команду ученых, которые под контролем более опытных коллег так увлеченно занимались разработкой этой технологии», — говорила Пиняева ранее.
Любовь Козловская
Ведущий научный сотрудник, заведующая лабораторией полиомиелита и других энтеровирусных инфекций Любовь Козловская работает в Центре Чумакова уже 17 лет. Она устроилась сюда, еще будучи студенткой биофака МГУ имени М.В. Ломоносова.
«Меня еще в школе интересовали вирусы, и я решила стать вирусологом. В начале второго курса, до распределения на кафедры, я подумала, что вирусы надо «попробовать». Мои друзья, которые уже работали в центре, предложили мне прийти сюда поработать», — рассказывает Козловская.
До того как заняться вакциной «КовиВак», она уже давно изучала процесс образования иммунитета в результате различных прививок. Кроме того, у нее был большой опыт работы с опасными вирусами второй группы патогенности.
«Мое присоединение к команде разработчиков вакцины против коронавируса было логичным шагом. Это точно был не самый опасный вирус, с которым мне довелось работать, но тут были особые условия: пустые дороги, пустой город, пустой институт, ограниченное число участников команды. Мы даже самостоятельно занимались подготовкой материалов и посуды для экспериментов и утилизацией отходов», — делится Козловская.
В команде «КовиВака» она выделяла вирус из клинических материалов и обеспечивала безопасные условия работы. Сейчас завлабораторией изучает иммунитет, который создает вакцина, и говорит, что пока не до конца осознала всю важность проделанной работы и тех исследований, которые только предстоит сделать.
«Я думаю, что только время покажет, какие чувства мне предстоит испытать от участия в этом проекте, пока у меня нет времени на то, чтобы остановиться и подумать об этом», — рассказывает ведущий научный сотрудник центра.
В будущем она планирует вернуться к тем проектам, которые были у нее до пандемии, потому что «другие заболевания никуда не делись». Козловская уверена, что главное в жизни — не бояться делать то, о чем мечтаешь.
Георгий Игнатьев

Замруководителя производственного направления Георгий Игнатьев окончил медицинский институт в 1982 году, затем поступил в аспирантуру при Институте вирусологии имени Д.И. Ивановского и с тех пор всю жизнь занимался вакцинами. До прихода в Центр Чумакова он успел поработать в государственном научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор», Государственном институте стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов имени Л.А. Тарасевича, Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте вакцин и сывороток и на предприятиях «Микроген» и «Форт». Много лет он изучал вирусные геморрагические лихорадки и сейчас рассчитывает довести до конца проект создания еще одной экспортно ориентированной вакцины для тропических стран.
Вместе с Любовью Козловской и Анастасией Пиняевой Игнатьев вошел в первый состав группы разработчиков вакцины против коронавируса. «Чтобы снизить эпидемиологические риски, для разработки вакцины против коронавируса была создана небольшая группа, где мы втроем работали над выделением вирусных изолятов. К маю мы получили штаммы и подумали: а не замахнуться ли нам на инактивированную вакцину? После этого наша команда стала расширяться», — вспоминает Игнатьев.
Сейчас он продолжает заниматься оценкой поствакцинального иммунитета.
По словам ученого, ответить на вопрос, рад ли он лично прикоснуться к разработке «КовиВака», ему сложно. Однако он испытывает восторг от того, что трудился в одной команде с молодыми талантливыми ребятами. «У них есть все необходимые навыки, они знают, что и в какой момент делать. Я давно уже не видел такого профессионализма», — гордится коллегами Игнатьев.
Юрий Ивин

Руководитель группы ферментации и культивирования Юрий Ивин пришел в центр в 2009 году, еще учась на четвертом курсе МГУ. Сначала он работал здесь над своей курсовой, затем над дипломом, а потом поступил в аспирантуру и приступил к работе над диссертацией. «Я увлекся наукой еще в школе, там был биологический класс, и в итоге я связал свою жизнь с биологией и пока ни о чем не жалею», — говорит он.
Ивин успел поработать и по научному направлению, и на производстве, а затем попал в отдел по разработке новых вакцин. Там его первым большим проектом стало создание инактивированной полиомиелитной вакцины, а затем возникла необходимость заняться препаратом против коронавируса.
«В проекте по разработке вакцины я отвечал за культивирование клеток и наработку вирусосодержащей жидкости. Чтобы получить много вируса, нужно получить много клеток и стартовать нужно с малого. Есть такой разгонный каскад биореакторов: начиная с маленьких бутылок и заканчивая большим реактором. Мы разрабатывали эту технологию еще для инактивированной полиомиелитной вакцины, но она подошла и в случае с коронавирусом», — рассказывает ученый.
Он уже чувствует удовлетворение от проделанной работы, но говорит, что еще многое предстоит сделать для масштабирования производства препарата. В будущем Ивин мечтает сделать что-то полезное, причем не только с точки зрения практического применения, совершить открытие, которое обеспечит прорыв в биотехнологиях.
«Обычно я делаю то, что мне нравится, то, от чего я получаю удовлетворение. Я пошел в науку, потому что каждый день у нас новые интересные задачи, которые нужно оперативно решать. С одной стороны, это стресс, а с другой — отсутствие рутины и постоянный мыслительный процесс», — делится он.
Анна Шишова

Руководитель группы разработки и валидации методик Анна Шишова также пришла в центр в 2008 году, будучи студенткой. «На факультете мы довольно часто меняли научные группы, можно было попробовать себя в разных лабораториях. До того как попасть в центр, я успела побывать уже в двух, а этот мне посоветовали друзья, которые здесь уже работали, сказали, что здесь молодой коллектив и занимаются исследованиями в вирусологии», — рассказывает она.
В 2016 году Анна, так же как и ее коллега Юрий Ивин, попала в отдел новых вакцин. «Мы все вместе работали на препаратом «ПолиовакСин», у нас уже были наработки по различным процессам, были люди, которые в них хорошо разбирались, а в 2020 году появилась необходимость создания новой вакцины», — отмечает Шишова.
Сама она непосредственно занималась разработкой методик, позволяющих определить содержание в вакцине антигена и остаточной клеточной ДНК, а с октября 2020 года уже возглавила целую группу, которая осуществляла контроль вакцины по разным параметрам.
«Первое, что ощущаешь в такой работе, — это большая ответственность, — делится ученый. — И большая гордость, потому что я работаю в этой команде и над этим проектом. Надеюсь, что наша работа принесет пользу людям».
Сейчас Анна мечтает об успешном запуске «КовиВака» в гражданский оборот и защите своей диссертации. «Надеюсь, что скоро можно будет вернуться в нормальное русло и не только заниматься этим проектом, но и развивать новые, так как мой жизненный принцип — поиск себя в работе и самореализация», — говорит она.
Лилия Антонова

Руководитель группы доклинических испытаний и трансфера технологий Лилия Антонова до прихода в центр работала в частных фармацевтических компаниях. «Вообще я со школы увлекалась химией и биологией, но биотехнология показалась мне наиболее увлекательной, потому что это наука на стыке химии, биологии и медицины. Когда я была студенткой, у меня была чисто научная работа, я занималась исследованием, позволяющим диагностировать стадии солидных опухолей (развившихся не из клеток кроветворной системы. — Прим. ред.). Это было очень интересно, но я поняла, что только фундаментальной наукой заниматься не могу, мне хочется видеть результаты своего труда, и я ушла в фармацевтику», — делится она.
В компании «Фармапарк» Антонова занималась разработкой биотехнологических препаратов на основе рекомбинантных белков, в частности моноклональных антител. Затем в компании «Р-Фарм» запускала новую лабораторию по контролю качества таких препаратов и руководила ею.
«Там я проработала пять лет, но мне хотелось дальнейшего развития, хотелось защитить диссертацию. Центр Чумакова оказался одним из таких мест, где можно совмещать работу и научные изыскания. Вирусология была новой для меня областью, но очень интересной», — рассказывает исследователь.
В команде по созданию вакцины от коронавируса Антонова вместе с Анной Шишовой занималась разработкой методик, их валидацией, а также трансфером методик и технологий на производство. Сейчас же она курирует доклинические испытания.
«Мы занимаемся очень важным и ответственным делом, в котором с учетом сложившейся в мире ситуации нет права на ошибку, хочется, чтобы все было на высшем уровне. Я занимаюсь тем, что меня вдохновляет, и у нас все работающие над вакциной от коронавируса ребята такие, поэтому у нас получилось разработать ее очень быстро», — поделилась Антонова.
Она добавила, что энтузиазм и интерес служат для нее движущей силой по жизни и в этом проекте. Ученый также надеется в ближайшее время защитить диссертацию и заниматься в центре новыми разработками.
Виктор Волок

Младший научный сотрудник лаборатории биологии арбовирусов Виктор Волок работает в центре с 2015 года — тогда он учился на третьем курсе медицинского факультета МГУ. «Мне в детстве всегда нравились биология и химия, я любил учиться и быстро понял, с каким направлением я хотел бы связать свою жизнь. Я пошел на фармацевтическое отделение медицинского факультета МГУ, так как фармацевтика мне казалась идеальным балансом всех моих интересов», — рассказывает он.
Попасть в команду разработчиков вакцины против коронавируса ему помогли навыки в работе с опасными вирусами и животными. «Я помогал с созданием и отработкой методик контроля качества реакции нейтрализации, чтобы выяснять уровень антител у вакцинированных животных и переболевших людей. Я помню эту первую дозу вакцины и первую мышь, которой я ее вколол. Сейчас у нас планируются дополнительные клинические исследования, и мы находимся в процессе написания научных статей, обрабатываем огромные объемы полученных данных», — поделился Волок.
По его словам, он горд и рад, оттого что получил возможность участвовать в таком значительном проекте, однако в процессе работы сложно оценивать ее масштаб.
«Ты просто делаешь свою работу изо дня в день, хотя иногда задумываешься: мы же делаем вакцину от смертельно опасного вируса, которого не было еще год назад, — говорит сотрудник центра. — Мы сделали вакцину за очень короткий срок, все это, с одной стороны, немного нереально, а с другой — вполне рутинный и реалистичный процесс».
Волок подчеркивает, что, несмотря на жесткие временные рамки и необходимости искать только наиболее оптимальные решения, это была интересная и захватывающая работа. «У меня еще не очень много опыта, но мне все это очень интересно, и я хотел бы двигаться вперед. В ближайших планах у меня защита диссертации», — рассказывает Волок. Он уверен, что в науке очень важны открытость, честность и возможность свободно обмениваться информацией.
Ксения Петрова